Изготовление шпангоутов для строительства копии линейного корабля «Полтава» эпохи Петра I

  

18-04-2020


 

Шпангоут (нидерл. spanthout, от spant — «балка» и hout — «древесина») — деревянный или металлический поперечный элемент жесткости корпуса корабля.

Проще говоря, если считать киль позвоночником корабля, то шпангоуты — это ребра, которые в дальнейшем служат основой для обшивки судна.

В этой статье мы попробуем максимально подробно и наглядно показать вам, как мы изготавливали шпангоуты для реплики (копии) линейного корабля «Полтава» эпохи Петра I.

 
 
Первый этап –  разработка рабочей документации для изготовления шпангоутов. Кроме геометрической формы на этой стадии определяются размеры и необходимое количество материала и крепежа.
 

 

В результате проектных работ были получены шаблоны (лекала) деталей шпангоутов, а также начался поиск и закупка материала — вековых дубов диаметром до 1 метра и длиной 12-13 метров. Такой редкий в наше время материал привозили на верфь со всей России.

 
 
 
 

Для сборки шпангоутов потребовалось изготовление разметочных плазов — идеально ровных площадок, выставленных по уровню и размером в полную величину мидель-шпангоута (центрального и самого большого шпангоута в конструкции корабля). Максимально точная и ровная рабочая площадка в значительной степени упростила дальнейшую работу по изготовлению деталей и сборке шпангоутов.

 
 

Следующий этап– перенос на рабочий плаз полного теоретического чертежа шпангоута — совокупность абсолютно всех линий готового изделия. Данную разметку делали по лекалам, напечатанным на инженерной пленке в конструкторском бюро верфи. Таким образом строители получали габаритное изображение шпангоутов и всех его деталей в сборе на единой плоскости плаза.

Получив наглядное представление о размерах и формах шпангоутов, строители прямо на плазе из сосновых реек изготавливали так называемые «рыбины» — габаритные шаблоны всех деталей. Такую «рыбину» можно приложить непосредственно к бревну и понять получится ли из него нужная заготовка или нет.

Отобранные при помощи рыбин бревна отправлялись на пилораму, где из бревна делали заготовку — лафет. Лафетом называют бревно, у которого с двух параллельных сторон срезали «горбыль» — кору и часть ствола. В результате получается материал, гораздо более удобный в работе, чем обычное бревно.

Каждый лафет изготавливается под определенный шаблон («рыбину»). Контуры шаблона переносились на плоскость лафета и плотники бензопилами «с руки» выпиливали черновые заготовки всех деталей шпангоутов — футоксов. Для сборки каждого шпангоута требовалось заготовить от 12 до 14 таких деталей.

После грубого опиливания контура футокса бензопилой электрорубанками выстрагивались пласти — плоские части футоксов, так, чтобы они стали строго плоскими и параллельными.

Следующим этапом футоксы выкладывали на плазе по своим местам в соответствии с разметкой теоретического чертежа. При помощи уровней и угольников, ранее нанесенные линии верхних и нижних поверхностей с плаза переносились на детали. Таким образом заготовки футоксов получали чистовую разметку и были готовы для еще одной обработки бензопилой.

Так футокс за футоксом, начиная с флор-тимберса (центрального футокса), и происходила сборка шпангоутов. Каждая деталь требовала тщательной прирезки друг к другу, а прилегающие плоскости не должны были иметь между собой зазоров. После подгонки всех деталей футоксы сверлились и сбалчивалсиь друг с другом при помощи горяче-оцинкованных болтов, шпилек, использовались также и деревянные нагели.

Отдельное внимание следует уделить процессу малкования — снятию скоса (малки) шпангоутов для плотного прилегания досок обшивки. Меньше всего приходилось малковать шпангоуты в средней части корпуса корабля, так как здесь у корабля форма обшивки изменяется «медленно», а больше всего работ по малкованию приходилось делать в носовых и кормовых шпангоутах, там где судно закругляется и заостряется. В этих местах малка (угол скоса) достигала 45 градусов! Это была одна из самых трудоемких задач в первое время, так как выполнялась электрорубанками на плазе уже после сбора шпангоута. В дальнейшем возраставший с каждым новым шпангоутом уровень мастерства работы с бензопилами позволил минимизировать затраты времени и сил на малковку. Последний шпангоут плотники сделали всего за 10 дней — установив собственный рекорд.

После того, как шпангоут собран и отмалкован, его необходимо «зафиксировать» в своей форме для его дальнейшего подъема и установки на киль судна. Это достигалось установкой «шаргеней» — специальных временных связей из соснового бруса.

Наиболее сложными в изготовлении оказались два первых носовых шпангоута и последний кормовой под названием «фэшн-пис». К счастью, их сборка велась в самую последнюю очередь, когда сильно пригодился накопленный опыт плотников за весь последний год работы со шпангоутами.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно охватить все детали и сложности изготовления шпангоутов, таких как сверление отверстий под крепеж и его установка, изготовление выборки под киль, выборка и заделка сучков и других пороков древесины и прочие нюансы. Однако можно смело утверждать, что для изготовления таких крупных, со сложной геометрией, объектов недостаточно только навыка плотницких работ. Необходимо также общее понимание процессов деревянного судостроения и отменная смекалка!

Автор текста Игорь Садовой























54-ПУШЕЧНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ 4 РАНГА. «ПОЛТАВА», СПУЩЕН НА ВОДУ В 1712 ГОДУ.

Адрес:

199226, Санкт-Петербург
Василеостровский район,
пр. Крузенштерна, дом 18, стр. 9,
Яхтенный порт «Смоленка»



Контактная информация:

Тел.: +7 (812) 244-98-33

По вопросам экскурсий: excursions@poltava1712.ru

Сотрудничество и СМИ: pr@poltava1712.ru





Вы можете подписаться на рассылку «Полтава»!