Реконструкция

  



Идея реконструкции "Полтавы" возникла в 2012 году, год ушел на научные изыскания, теоретические проекты, поиск специалистов, материала и места строительства, но уже летом 2013 года был изготовлен мидель-шпангоут корабля и было официально объявлено о его закладке.


 

Любая затея по достоверной реконструкции судна оборачивается множеством проблем и неочевидных на первый взгляд вопросов, и чем старее корабль, тем это сложнее.

 

К сожалению, до наших дней дошло слишком мало подлинных материалов начала XVIII века, относящихся к проектированию и постройке «Полтавы». Мы знаем, что в его создании принимал участие сам Пётр I, который поручил одному из своих мастеров – Федосею Скляеву – работу над новым линейным кораблем, а сам продолжал курировать этот проект и вносил определенные правки и изменения.

 

 

Однако чертежей корабля не сохранилось – в папке Скляева в Библиотеке Академии наук был найден только чертеж мидель-шпангоута, на котором были указаны общие размеры будущего корабля, полностью совпадающие с размерами «Полтавы». На основе этих данных и чертежей аналогичных кораблей отечественной и зарубежной постройки из РГА ВМФ, ГИА, БАН и других государственных архивов и библиотек в 2012 году началась предварительная работа по сбору материалов и документов для выполнения эскизного проекта «Полтавы». Собранные исторические материалы были переданы в ООО «Дизайн Группа РИКОШЕТ», сотрудники которой начали работу над теоретическим чертежом корабля, а в 2013 году к ним подключилось собственное конструкторское бюро Исторической верфи ПОЛТАВА. Работа историков и конструкторов позволила 2 июня 2013 года заложить мидель-шпангоут линейного корабля «Полтава».

 

 

Строительство корабля

 

Постройка корпуса деревянного судна начинается с изготовления частей закладки: килевых штук, ахтерштевня, форштевня и других деталей носовой и кормовой оконечностей.

 

После того как детали закладки собраны воедино и установлены на подготовленные килевые подушки начинается изготовление и установка на киль поперечного набора – шпангоутов. Каждый из 48-ми шпангоутов состоит из 14-ти деталей – футоксов. Футоксы соединяются друг с другом деревянными нагелями и оцинкованными болтами.

 

Когда все шпангоуты изготовлены и установлены на киль, приступают к укладке внутренних продольных связей корабля: устанавливают кильсон, затем продольные брусья лимбербордов, стрингеров, клямсов нижней палубы.

 

 

По мере установки этих связей начинают наружную и внутреннюю обшивки корабля. Когда обшивка достигнет уровня нижней палубы, устанавливаются: набор палубы, настил палубы, клямсы следующей палубы, бархоут (усиленные поясья вдоль корабля), после чего обшивку продолжают «растить» вверх до следующей палубы. Далее, по достижению уровня следующей палубы, последовательность повторяется: продольные связи следующей палубы, внутренняя и наружная обшивка, набор палубы, настил. И так до тех пор, пока корпус не будем сформирован полностью. Однако формирование корпуса – это только 35-40% всей работы. Корпус необходимо оснастить швартовыми битенгами, шпилями, русленями, трапами, сформировать каюты, построить камбузную печь, изготовить крышки пушечных портов, пушечные станки и принадлежности к артиллерии, а также украсить резьбой.

 

Вокруг каждого из 54-х пушечных портов "Полтавы" должен быть резной венок, корма будет завершена резным барельефом, а на нос установят носовую фигуру. Готовый корпус конопатится для герметичности, окрашивается, начиняется необходимым для современности набором систем (осушительная, противопожарная, электро- системы) и только после этого спускается на воду.

 

 

Параллельно с работами по формированию корпуса изготавливают рангоут (мачты и реи, мачтовые площадки и эзельгофты и др.),  такелаж (штаги, ванты, брасы, шкоты и др.) и пр.), шьют паруса, устанавливают пушки. Вооружение корабля происходит в процессе достройки, уже после спуска на воду.

 
Проблемы реконструкции

 

Во-первых, трудно найти материал – дерево, поскольку корабельный лес уже давно никто не поставляет и не изготавливает, как например, и канаты, того же диаметра, что в XVIII веке. Почти все материалы и изделия для "Полтавы" являются специальным заказом, современный рынок не соответствует потребностям судостроения петровского времени.

 

Во-вторых, трудно найти специалистов по тем или иным видам работ. Например, корабельных конопатчиков.

 

В-третьих, даже у классификационных / сертификационных служб (регистра) нет критериев оценки надежности подобных деревянных кораблей и специалистов, которые бы разбирались в их параметрах.