Служба на корабле

  


Особенности морской службы петровского времени


Военная повинность на парусных кораблях в петровскую эпоху, как, в принципе, и до этого времени, так и после, была сурова и сопряжена с тяжелым каждодневным трудом. Специфические условия морской службы, сложные погодные условия и сырость для молодых рекрутов, в основной своей массе состоявших из крестьян, которые никогда до этого не видели моря, была сильнейшим стрессом (в силу этого по указу Петра I на флот старались в первую очередь определять новобранцев из северных приморских областей Российской империи или жителей речных и озерных краев).

 

Строжайшая дисциплина, неудовлетворительное провиантское снабжение и телесные наказания за малейшую провинность только усиливали психическое напряжение рекрутов, отправлявшихся на военную службу на всю жизнь. Такие обстоятельства не могли не вызывать дезертирства (порой до трети всего рекрутского набора), особенно на первых этапах формирования армии и флота. Это, в свою очередь, вызывало постоянную нехватку нижних чинов на флоте, в результате чего некоторые корабли вынуждены были выходить в море с неполным экипажем или оставаться в порту. И все же старания Петра I, его постоянная работа над воинскими уставами и провиантскими регламентами позволили изменить общую ситуацию в лучшую сторону.
 


Морской Устав 1720


Распределение обязанностей всех корабельных чинов подробно расписано в Морском уставе 1720 года. До его принятия на русском военно-морском флоте пользовались положениями, прописанными в документе «Инструкции и артикулы военные: Надлежащие к российскому флоту» 1710 года, а еще ранее — некоторыми пунктами Воинского устава, составленного генералом Вейде в 1698 году. 
 
Морской Устав Русского Флота 1720 года определял и регламентировал все стороны жизни и службы на флоте и просуществовал в практически неизменном виде до конца XVIII века. В нем определены категории флотских служащих:

  • Флагманы
  • Офицеры
  • Нижние чины


Структура на корабле «Полтава»


Капитан
«Капитан имеет почтен быть на своем корабле яко Губернатор или Комендант в крепости». Его многочисленные обязанности в Морском уставе описаны в 95 параграфах. В его ведении было управление всей корабельной жизнью – это и подготовка к походу, и распределение вахт и караулов у крюйт-камер, и расстановка людей по боевым местам еще до выхода из порта. Помимо этого он следил за снабжением и исполнением должностных обязанностей офицерами и экипажем через своих помощников. Капитан же нес ответственность за состояние корабля, за происшествия в нештатных ситуациях и результаты боя. Кроме того, он следил за своевременным получением довольствия и содержанием нижних чинов.
 
Лейтенант
Следующий по старшинству после капитана. На пушечных кораблях полагалось иметь по два лейтенанта. Они исполняли обязанности старших помощников и вахтенных офицеров, присутствовали при осмотре корабля, следили за огнем – «По вся ночи должен дважды пройти в своем карауле; также от времени до времени прикажет другим проходить между деками, дабы не было никакова огня чрезвычайнаго и чтоб никто табаку не курил, под штрафом вычета жалованья на неделю за всякое преступление» и «определяли корабельных служителей по их местам по приказу капитанскому». 
 
Корабельный секретарь
Секретарь корабельный помогал капитану в ведении корабельного хозяйства, занимаясь учетом и контролем снабжения корабля всем необходимым, начиная от продовольствия и заканчивая лекарствами, записывая все в специальные табели. Секретарь «должен всегда быть у раздачи провианта корабельным служителям без всякого отлагательства, какая бы причина ни была, и смотреть, дабы выдавано было по определению без всякой убавки и прибавки и чтоб были весы и меры правые». Так же он вел учет личного состава, был занят штабной работой, перепиской и делопроизводством и не имел права покидать корабль, пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет разоружен.
 
Ундер-лейтенант
Главной задачей ундер лейтенанта – их также полагалось двое – как младшего помощника капитана было надзирание за состоянием больных и раненых на корабле.
 
Корабельный комиссар
Комиссар корабельный отвечал за приемку, хранение и правильное распределение продовольствия, обмундирования и денежного жалованья для команды. На 50-пушечном корабле ему определялись помощники: 1 баталер, 1 ундер баталер, 1 купор и 1 ундер купор. Корабельный комиссар нес очень строгую ответственность за исполнение своих обязанностей, и в случае «ежели каким умыслом или корыстию согрешит, будет живота лишен».
 
Священник
Находился на корабле для отправления религиозных обрядов, а также «поучение словесное или письме читать в наставление людям».
 
Штюрман и подштюрман
На 50-пушечном корабле полагалось иметь двух штюрманов, у каждого из которых в подчинении было по двое подштюрманов.  Они отвечали за флаги, вымпелы, корабельные и шлюпочные гюйсы, песочные и солнечные часы, компаса, лаги, лоты, морские карты, квадранты, лоции и прочее сигнальное и навигационное оборудование. Перед выходом корабля из порта штюрман был обязан проверить исправность рулевого устройства и руля. «Должен держать верной журнал, записывать курс, разстояние плаванное, дрифт корабля, разные случаи, прибавление и убавление ветров и парусов, склонение компаса, течения моря и грунты». Кроме того, он сверялся с береговой обстановкой и вносил изменения в карты в случае их нахождения. Ошибки штюрмана, приведшие к повреждению или гибели корабля, карались каторжной ссылкой или смертной казнью, причем ответственность с него не снималась, даже если предостережения штюрмана игнорировались капитаном. При постановке корабля на якорь в обязанности штюрмана входило смотреть за глубиной, «дабы в мелких местах на свой якорь не проломило».
 
Шхипер
Шхипер «должен корабль, на котором он определен всегда осматривать и репортовать капитана: також должен присудствовать у его чищения и починки и доносить капитану, в чем корабль нужду имеет». В имущество шхипера входил рангоут и такелаж, якоря, фонари и свечи, туда же, согласно табелю, входили: инвентарь констапеля, плотника, конопатчика, инструменты для уборки, боты и шлюпки с имуществом, паруса для ботов и шлюпок, металлические и крепежные изделия. «При вооружении корабля должен, при присутствии офицера, определенного от капитана, все шхиперские припасы из магазина принять по учрежденной шхиперской табели, с верною запискою и росписку в том дать в магазин капитану над портом». Он же отвечает за организацию уборки корабля, наведением порядка. Шхипер надзирает за работой матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшхипер замещает шхипера в его отсутствие. 
 
Констапель
Констапель или артиллерийский офицер заведовал всей корабельной артиллерией. Как и другие начальствующие лица, отвечал за погрузку на корабль и качество припасов для своего хозяйства – пушек, орудийных станков, боеприпасов, зарядов и прочего артиллерийского оборудования. «Должен перемерять ядры, сходны ли их диаметры с калибрами пушек и расположить их на корабле по своим местам. Также картузы паргаментовые и прочее, чтоб все было по пропорции пушек и не было б перемешано». В походе констапель должен был проверять состояние пороха – «должен от времени до времени пересматривать порох, сказав о том капитану, и запретить пушкарям ходить в крюйт камор в башмаках, с ключами, с ножами и с прочими вещьми, которые упадающие могут искру родить... И пересматривать картузы, не изгнили ль и не съедены ль от мышей? Также порох из худых картузов пересыпать и бочки переворачивать, с докладу своего командира, как то в капитанской должности написано, дабы порох всегда был сух и готов к действу». Перед началом боя констапель распределял людей по местам у пушек и управлял артиллерийским огнем корабля. 
 
Мичман
Одним из старших унтер-офицеров на корабле, являлся непосредственным помощником офицерского состава. На «Полтаве» их было двое. Об их обязанностях в Морском уставе написано – «Мичманы должны быть по своим местам, где они определены будут от командира корабля и указ капитанской и прочих обер-офицеров исполнять и помогать в укладке в корабле всяких вещей, также держать журнал, как и штюрманы».
 
Боцман
Отвечал за хранение и содержание в исправном состоянии канатов, якорей, анкерштоков, буев. Боцман также должен был «приказывать сплесывать (соединять) канаты, и класть в удобныя места, встаскивать якори и привязывать к ним буйрепы довольной длины, что б буи были всегда поверх воды». Боцман совместно со шхиманом надзирает над всем такелажем и во время постановки и уборки парусов боцмана, боцманматы, шхиманы и шхиманматы должны находиться на реях. Боцманматов – помошников боцмана – на «Полтаве» по штату было 3 человека.

 

Шхиман
Младший унтер-офицер, отвечал за паруса и бегучий такелаж. В подчинении у шхимана на «Полтаве» было два шхиманмата. «Боцман и шхиман с своими матами надсматривает за канатами, галсами и штоками и над прочею такелажею корабельною, что б все было исправно. Им же должно во время связыванья парусов и убавления и розвязывания рефо, половине быть на раинах и делать, что им приказано будет от их офицеров, под жестким штрафом поразсмотрению командующего кораблем». Также в его ведении были помпы, брандспойты и прочее спасательное оборудование. 
 
Квартирмейстер
На «Полтаве» было шесть квартирмейстеров. В их обязанности входило командование над матросами, их учет на корабле, надзирание за раздачей еды и здоровьем нижних чинов. Квартирмейстер следил за сохранностью и чистотой одежды своих матросов, а так же должен был смотреть «что б ни какие корабельные снасти, ружье, провиант и прочие вещи корабельные с корабля не свозили без приказу командующего кораблем». Сверх того, он определялся командиром шлюпки и полностью отвечал за ее сохранность, оснащение и смотрел «над гребцами, что б были исправны в своем деле».
 
Корабельный плотник
В ответственность корабельного плотника входили все деревянные части корпуса и рангоута, их сохранность и своевременная починка как во время похода, так и в бою – «на море должен пещися во время штормов вместе с шхипером о сохранении маштов и райн и во время бою осматривать в интрюйме и иметь затычки и клубы сальные с мохом, свинцовые бляхи и деревянные доски в готовности для зачинки пробитых дыр». Весь расход дерева и деталей плотник заносил в специальный журнал и отчитывался в этом перед корабельным секретарем. Помимо этого плотник снимал размеры с конструктивных элементов, что позволяло быстро произвести замену негодной детали во время стоянки в порту. В уставе на корабль «Полтава» назначались один добрый и два просто плотника – своеобразное деление по профессиональному уровню.
 
Купор и ундер-купор
На кораблях ранга «Полтавы» имелся один купор и один ундер-купор. Их хозяйство состояло из разнообразных ведер и бочек для хранения продуктов, пороха и воды, которые они чинили или изготавливали взамен испорченных. 
 
Конопатчик
На борту «Полтавы» было трое конопатчиков. Они устраняли течи в корпусе и следили за герметичностью орудийных портов.
 
Парусный мастер
Парусный мастер смотрел за исправностью и починкой парусов, командуя двумя парусными учениками.
 
Караульные солдаты
Караульные солдаты охраняли крюйт-камеру, карцер, офицерские каюты и корабельные кладовые с припасами, также во время стоянки корабля в порту или на рейде. 
 
Профорс
Следил за чистотой на корабле. Другой обязанностью профоса было исполнение наказаний (роль судового палача) и взымание штрафов с провинившихся. 
 
Остальные 
На 50-пушечный корабль приходилось по регламенту: 160 матросов, 80 морских солдат, 10 юнг, 2 трубача, 2 повара и слесарь. «Все пушкари, матрозы, должни суть всяк свои квартир караулить, у рура (руля) или сопца (кормило) стоять, карабль всполаскивать и протчее карабельное дело управлять. Такожде егда квартиймеистер кликнет, да бы садится в бот. А кто в сем ослушается, будет посажен в железа на две недели и кормлен хлебом и водою, и сверх того 12 копеек профосу заплатит».
 
Гардемарины
Кроме основного состава команды к «Полтаве» приписывалось некоторое количество гардемаринов. В основном, на корабле они исполняли обязанности матросов, однако по 4 часа в день гардемарины занимались учебой, осваивая другие корабельные профессии. Во время сражения их определяли к пушкам в качестве помощников канонирам.
 

Подготовка и консервация корабля


Служба на военных кораблях представляла собой, как говорилось выше, тяжелый физический и психологический труд. Постоянные тренировки и «экзорцициии» экипажа проводились каждодневно и круглый год, за редким исключением в дни больших Церковных праздников, невзирая на погоду и время суток.
 
Весной, перед началом кампании экипаж корабля готовил его к выходу в море. Устанавливался рангоут и такелаж, заканчивались ремонтные работы, из портовых магазинов грузились припасы, артиллерия и провиант, который рассчитывался на 2-х месячное плавание. В оставшееся время молодые рекруты продолжали учиться новым флотским навыкам, а старослужащие их совершенствовали. Обучение продолжалось на протяжении всей кампании в дни, когда не происходило прямого боестолкновения.
 
По окончании кампании «Полтава» возвращалась в порт стоянки, где ее готовили к консервации на зимнее время. Теперь корабль полностью разгружали и разоружали, артиллерию и оставшиеся припасы сдавали назад в портовые магазины. Команда в зимнее время расквартировывалась в казармы. Нижние чины занималась вязанием узлов, починкой парусов и другой как строевой, так и хозяйственной работой. Специальные команды выделялись для заготовки определенных типов припасов – например таких специфических, как камыш, который шел на изготовление подстилок  для «поносных» (желудочных) больных.
 
В целом, экипаж «Полтавы» представлял собой сложный боевой организм, готовый в любой момент времени выполнить поставленный перед ним боевой приказ.